Формирующее оценивание. Теория и практика

Формирующее оценивание. Теория и практика.

(из опыта работы Необутовой Н.Н.)

 

          Новые федеральные государственные образовательные стандарты основаны на системно-деятельностном подходе, поэтому возникает необходимость оценивать  образовательный результат, который формируется в процессе обучения. В связи с этим процедура оценивания должна быть направлена на формирование индивидуальных учебных достижений школьников, т.е. оценивание должно приобрести новую функцию – формирующую.

          Формирующее оценивание  (ФО) – это анализ понимания обучения, формирование у учащихся осознание того, что он изучает, как он может делать это результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем. ФО  нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося,призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося.

Мне это нужно для того, чтобы получить обратную связь относительно того, как учатся учащиеся и на основе ее внести в образовательный процесс необходимые изменения на основе полученной информации. Это внутриклассное оценивание для обучения. ФО  становится обязательным компонентом  ежедневного взаимодействия учителя и учащихся и служит различным целям: определение потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и сотрудничества, отслеживание успеваемости, проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и  теме, чтобы оказать своевременную помощь и коррекцию.

           Цель учителя на уроке состоит в том, чтобы  установить атмосферу в классе, в которой поощряется взаимооценивание,  а ошибки  расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое  культурное преобразование: создание классов, в которых  как учащиеся, так и учителя сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок.

Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт ученикам четкие представления о различных способах  демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают ученикам развивать собственные качества и умения 21 века. А оценивание  служит не только для выставления баллов, а и другим целям:  побуждение учащихся активно участвовать  в процессе собственного обучения, оценке и контроле.

          1. Разновозрастные уроки.

2. Задания, составленные самими учениками (тестовые вопросы, диктант для соседа по изученным орфограммам), некоторые из них использую для контрольной работы.

3. Карты понятий по разделам русского  языка или литературы, по творчеству писателей. После составления карты организую ее публичную защиту. Заранее оговариваются  критерии  оценивания выступления. При этом остальные не пассивные слушатели. У каждого оценочная карта, где они ставят баллы и потом при рефлексии обоснуют, почему поставили такие баллы. «Карта понятий» является средством построения  образовательной траектории учащихся.

Защита карты понятий по разделу «Морфемика», 5 класс

 

ФИ

оформление

содержание

интересно

умение отвечать на вопросы

Сумма баллов

1. Саша

4

3

3

4

14

2. Вика

4

3

3

3

13

3. Нарыйаана

5

5

4

4

18

4. Владик

4

5

4

3

16

5. Ньургустан

5

4

4

3

16

6. Надя

5

5

5

4

19

7. Уйгулаана

4

4

3

4

15

8. Карина

4

5

5

5

19

9. Миша

5

5

4

4

18

10. Варя

4

5

4

3

16

11. Слава

4

3

3

4

14

 

4. Составление алгоритмов по орфографии, пунктуации. Формулирование проблемы, ее фиксация и затем пошаговая работа по алгоритму. Иногда проверка достоверности алгоритма. И.Г.Литвинская «Технологические приемы повышения эффективности обучения» (Справочник заместителя директора, №9-2011):

·       Описание результата на языке действий (ООД), в т.ч. его речевой составляющей (что каждый ученик может сделать, что конкретно проговорить);

·       Составление специальных опор (клише) и включение их в содержание обучения по предмету;

·       Планирование и использование на уроке не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной;

·       Включение в урок диалогов учащихся, связок диалогов с проговариванием действий;

·       Планирование диалогов на основе анализа процесса усвоения материала урока.

Эффективность урока прежде всего связана с достижением планируемого результата. Каком? 1) должен быть наблюдаемым, связанным с поведением, действиями учащихся. 2) результат должен быть безусловным, т.е. достигнутым всеми учениками. Согласно «Закону об образовании» гарантированность общего образования означает, что урок как основная форма обучения в школе дает возможность каждому ребенку чему-то научиться. Чтобы это произошло, результат урока должен быть спланирован в расчете не на класс, а на каждого ученика. Поэтому имеет смысл говорить об одном и том же обязательном результате для всех детей. В определенном смысле это минимальный результат урока.

     Речевые фазы играют немаловажную роль в процессе автоматизации действий. …В ходе урока можно использовать три вида речевой работы: хоровое проговаривание, в парах (специально организованный диалог друг с другом), проговаривание шепотом («жужжащее или комментирование выполнение действия). Результат этой работы предполагает, что ребенок выполняет новое действие, комментируя процесс его исполнения. Автоматизация происходит тогда, когда он может проговорить действие в процессе подготовки домашнего задания. Постепенно действие начинает выполняться автоматически, и необходимость в речевом сопровождении отпадает.

      Такой уровень самостоятельности в работе обеспечивается сочетанием на уроке разных видов работы (в т.ч. речевых). Автоматизация УД у некоторых происходит на уроке, но число их невелико. Об эффективности урока можно говорить в случае, когда подавляющее число учащихся могут выполнить домашнее задание, объясняя свои действия.

     Чтобы обеспечить автоматизм требуемых действий для каждого ученика, речевой компонент действия должен представлять собой словесную ориентировку для его выполнения – клише. Как  всякая опора она не применяется постоянно, а до тех пор, пока речь не сворачивается в форму мыслей, а действие не автоматизируется. Для этого на уроках русского языка использую …

….???

5. Оценочные карты. Рефлексивно- контрольная деятельность при организации коллективно-оценочной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.  Для этого используются оценочные карты, цель которых научить адекватно оценивать свои знания и знания других. Предлагаю сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания. Например, на уроке литературы в тетради делаем такую табличку:

 

ФИ

Автор и название

чтение

анализ

Сумма баллов

 

 

Умение раскрыть идею

 

 

Чёткая, ясная речь

 

 

выразительность

 

 

содержание

Интересно ли, умение отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексию устного ответа стараюсь проводить по алгоритму:

·       достоинства ответа;

·       замечания;

·       дополнение;

·       исправления;

·       общий вывод;

Затем слово дается тому, кто отвечал на уроке. Он может согласиться или не согласиться с оцениванием своего ответа, обосновать, почему не согласен и выставляется окончательная оценка.

7. Работа по индивидуальной учебному плану (ИУП) в  старшей сетевой школе (ССШ).  Ценностью и обязательным условием занятий в ССШ является наличие разных способов освоения одного и того же содержания, решения одной и той же дидактической, развивающей или воспитывающей задач, продвижение по учебному материалу в соответствии со своими способностями. На уроках по литературе использую зачетные листы по творчеству писателей. Например, при изучении творчества писателей по русской литературе составляю зачётные листы.

Зачётный лист

 

 

 

Достоевский Ф.М. 1821-1881

                                 В сегодняшнем мире …тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Чингиз Айтматов

1.     Этапы биографии  и творчества (Творческие искания писателя. Мировоззрение Д. и связь его творчества с русской действительностью).

2. Знание текста романа «Преступление и наказание» Прочитать роман  и ответить на вопросы:

- Вы попадаете в мир Д. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

- Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?

- Современник писателя Н.К.Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

- На чьей стороне симпатии Д. в романе?

- В чем причина преступления Раскольникова?

- Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

- Каково ваше отношение к героям романа?

4. «Лик мира сего» или в Петербурге Д. Кто ГГ? Каким мы видим его? Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? (обратите внимание на общую атмосферу улицы). Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются ГГ на улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

5. Обратите внимание на следующие сцены и ответьте на вопросы:

1.     Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл.2)

2.     Сцена смерти Мармеладова (ч.2, гл.7)

3.     Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4)

4.     Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл.5)

5.     Описание комнаты Сони (ч. 4, гл.4)

6.     Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2,3)

7.     Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5, гл.7)

Вопросы: - Какие эпизоды вас наиболее потрясли? Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони? Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в ней людей? Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной? Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых? Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»? Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

6. Итоговые вопросы:

- В чём состоит идея Раскольникова? Как он решил проверить себя?

- Кто в романе относится к «сильным мира сего»?

-Почему страдает и терзается Родион Раскольников после преступления? В чём состоит его наказание?

- Почему герой пришёл именно к Соне после убийства? В чём состоит «правда» Сони Мармеладовой?

- Как происходит воскрешение Раскольникова? Через что?

- Сделайте вывод по проблематике романа. Соотнесите его с направлениями итогового сочинения.

 

 

 

 

 

 

8. Письменная дискуссия. Письменное оформление способствует развитию речи младших подростков,  умения формулировать свое мнение так, чтобы оно было понято другими. Письменная речь является средством развития школьника, помогая ему фиксировать наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о неизвестном, способы их проверки, выводы) в потоке устных дискуссий, быстро развёртывающихся на уроке. Организация такой работы на уроке предоставляет возможность высказаться всем желающим, даже тем, которые о разным причинам не участвуют в устных обсуждениях и предоставляет дополнительные возможности организации внимания детей на уроке.