Урок русского языка во 2 классе “Изменение названий предметов по падежам” Сосина О.А.

МОБУ “Саха гимназия”

Сосина Оксана Аммосовна

2 класс

Предмет: Русский язык

Тема: Изменение названий предметов по падежам (без названия падежей).

Цель:

  1. Создать условия для установления детьми возможности изменения слов, называющих предметы, по падежам.
  2. Убедиться в возможности проверки орфограмм слабой позиции по сильной позиции в изменениях слова по падежу.

 

Базовые знания:

  1. Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков.
  2. Возможность проверки слабой позиции по сильной позиции.
  3. Алгоритм проверки орфограмм слабой позиции путём изменения слова по числу.

 

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. Ситуация успеха.

- Что мы изучаем на уроках русского языка? (Проверку орфограмм слабой позиции)

- Как мы проверяем орфограммы слабой позиции? (По алгоритму:

                                                                            1. Пропускаем (орф. слаб. поз.)

                                                                            2. Изменяем по числу

                                                                            3. [ ] – [_] (по сильной позиции проверяем

                                                                                 ^             слабую)

                                                                            4. Буква  (пишем нужную букву)

- Маша написала высказывание: У меня есть ко(т,д).

Как выдумаете, как Маша проверила орфограмму слабой позиции?

Проверьте это слово в тетрадях по алгоритму.

Взаимопроверка.

Покажите на доске.

(Контроль по алгоритму, рефлексия: умею ли я проверять орфограмму слабой позиции, оценка по шкале).

 

  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, а Алёша проверил эту орфограмму так: У меня нет к_та. И по сильной

                                                                                                              ^

позиции поставил нужную букву. Вы с ним согласны? Почему?

(Варианты ответов детей:

- Слово «кот» в единственном числе, слово «кота» - тоже, значит он неправильно изменил слово, надо было изменить так: «коты».

  - Но в слове «коты» звук [т] в сильной позиции, наверное так тоже можно).

 

- Как вы думаете, могут ли быть другие способы проверки орфограмм слабой позиции? (-нет

                  -могут быть)

- Тогда что мы будем изучать на этом уроке? (новые способы проверки)

(Дети сами определили цель данного урока)

 

(Фиксация УЗ на алгоритме:                                                                           

 

               1. Пропускаем (орф. слаб. поз.)

               2. Изменяем: - по числу

                            - ?

               3. [ ] – [_] (по сильной позиции проверяем слабую)

                    ^            

               4. Буква  (пишем нужную букву)

 

  1. Анализ.

Ко_ - к_та

              ^    Это сильная позиция? (да) Значит, можно по этому изменению поставить букву в слабой позиции? (да).

И в первом, и во втором случае слово «кот» называет один предмет. Почему же это слово изменилось? (предположения  детей)

Вывод: потому что оно связано с разными словами. В первом высказывании связано со словом «есть», а во втором – со словом «нет», поэтому слово «кот» стало «кота».

- Я вам дам несколько слов. Давайте попробуем связать слово «кот» с этими словами.

(На доске: Есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю) Эти слова у вас на карточках. Не забывайте пропускать орфограммы слабой позиции, ставить ударение.

 

Работа в парах.

Проверка: на доске – разные варианты. Дети проверяют свою работу, задают вопросы, уточняют, исправляют друг друга.

- Для связи с каким словом вам понадобилось слово-помощник? (думаю о ком?)

Давайте рассмотрим – какие слова годятся для проверки орфограммы слабой позиции в слове «ко_»? (кота, коту, котом, о коте)

А для проверки орфограмм слабой позиции в словах «к_та», «к_ту», «к_том», «о к_те»? (кот)

 

Вывод: Вот мы и нашли новый способ проверки орфограмм слабой позиции. Этот способ называется «Изменение по падежам». (В алгоритме, где фиксировали учебную задачу, вместо вопросительного знака пишем: «по падежам»).

 

- Какие слова нам помогали изменять по падежам? (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю).

- Сколько всего изменений? (6)

 

  1. Рефлексия.

      - Что нового узнали? (Изменение по падежам. Есть 6 падежей.)

      - А зачем нужно уметь изменять слова по падежам? (Так тоже можно проверять    орфограммы слабой позиции.)

 - Сможете самостоятельно изменять слова по падежам? (да)

 

6.  Решение частных задач.   

 - А теперь самостоятельная работа. Проверьте орфограмму слабой позиции в слове      «зу(п,б)», изменяя слово по падежам. (Самостоятельная работа в тетрадях).

   Самопроверка (Устная проверка: проводится контроль по алгоритму, дети провекряют свою работу, ставят знаки +, - ,  ).

 - А теперь я немножко усложню задание: измените это слово по падежам во множественном числе. Выберите форму работы (групповая, парная, самостоятельная)

 

(Дети выбрали групповую работу. Распределили обязанности, устно сделали план работы, выпонили задание. Затем контролеры проверили и оценили работу каждого члена группы по шале. Каждая группа защитила свой вариант, во время защиты задавали вопросы, отстаивали свое мнение и каждая группа)

 

-   Сможете дома выполнить подобное задание? (да)

 

  1. Домашнее задание.

- Измените по падежам слова «ки(т,д)», «кла(т,д)» в единственном и во множественном числе.

 

  1. Рефлексия.

- Чему научились, что нового узнали?

 

(Изменять слова по падежам, чтобы проверять орфограммы слабой позиции. Есть 6 падежей. Узнали слова, которые помогают изменять по падежам. Можно изменять по падежам и во множественном числе.)

 

-. Запишите, с какими новыми знаниями вы сегодня пойдёте домой.

 

(Учащиеся составили модели, некоторые зафиксировали новое знание словесно. Показали свои записи на доске, выбрали самые удачные,  с их точки зрения,  варианты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация