пояснительная записка геометрия 9 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.              Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. Примерная программа основного (полного) общего образования по математике. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

2.               Т.А Бурмистрова. Геометрия 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений, 7-9 классы. «Просвещение», 2008 г.

3.              Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г  № 1089.

 

                                 Геометрия 9 класс

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

a)      овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

b)      интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

c)      формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

d)     воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9  классе. Из них на геометрию в 9 классе отводится 2 часа в неделю или 68 часов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

Геометрия

уметь

a)      пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

b)      распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

c)      изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

d)     распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

e)      в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

f)       проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

g)      вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

h)      решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

i)        проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

j)        решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

a)      описания реальных ситуаций на языке геометрии;

b)      расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

c)      решения геометрических задач с использованием тригонометрии

d)     решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

e)      построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Литература

 

1.      Л.С. Анатасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7, 8, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2008 г.

Дополнительная литература

 

 

2.      Поурочное планирование. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах, Атанасян Л.С., Москва, Просвещение 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ГЕОМЕТРИЯ

1.      Метод координат (14 ч).

 Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности, прямой.

2.      Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (16 ч)

Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

3.Длина окружности и площадь круга (16 ч).

Многоугольники. Длина ломаной, периметр многоугольника. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.

4. Геометрические преобразования. Движения (12 ч).

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

 

5.Начальные сведения из стереометрии (4 ч).

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

6. Повторение. (9 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п\п

 

Наименование темы

Кол-

во часов

Дата

Примечание

1

Векторы

8

 

 

1.1

Понятие вектора

2

 3,5.09

 

1.2

Сложение и вычитание векторов

3

 10, 12, 17.09

 

1.3

Умножение векторов на число

1

 19.09

 

1.4

Применение векторов к решению задач

2

24,26.09

 

2

Метод координат

10

 

 

2.1

Координаты вектора

2

 1,3.10

 

2.2

Простейшие задачи в координатах

2

 8,10.10

 

2.3

Уравнение окружности. Уравнение прямой

3

 15, 17, 22.10

 

2.4

Решение задач

2

24,29.10

 

2.5

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

1

 31.10

 

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

 

 

3.1

Синус, косинус тангенс угла

3

 12,14,19.11

 

3.2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

4

 21, 26,28,3.12

 

3.3

Скалярное произведение векторов

2

 5, 10.12

 

3.4

Решение задач

1

 12.12

 

3.5

Контрольная работа  № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

 17.12

 

4

Длина окружности и площадь круга

12

 

 

4.1

Правильные многоугольники

4

 19, 24,26.12

 

4.2

Длина окружности и площадь круга

4

 14,16,21,23.01

 

 4.3

Решение задач

3

 28,30,4.02

 

4.4

Контрольная работа № 3  по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 6.02

 

5 

Движение

8

 

 

5.1

Понятие движения. Симметрия

3

 11,13,18.02

 

5.2

Параллельный перенос и поворот

3

 20, 25,27.02

 

5.3

Решение задач

1

 4.03

 

5.4

Контрольная работа № 4  по теме «Движение»

1

 6.03

 

6 

Начальные сведения из стереометрии

8

 

 

6.1

Многогранники

4

 11, 13,18,20.03

 

6.2

Тела и поверхности вращения

4

 1,3,8,10.04

 

7

Об аксиомах геометрии

2

 15,17.04

 

8

Повторение

9

 

 

8.1

Решение задач

8

 22,24,29,6,8

13,15,20.05

 

8.2

Итоговая контрольная работа

1

 22.05

 

 

                                                  Итого часов

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация