элективный курс по математике 5 класс

Пояснительная записка.

Основываясь на положениях психологов о том, что у детей младшего школьного возраста наиболее развитым является наглядно-образное мышление и, используя учебник И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», я составила программу изучения геометрии в 5-6 классах. Программа рассчитана на 34 часа  в 5 (17ч) и 6 (17 ч) классах. Ее цель – подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7 классе можно четко поставить задачу – выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость уже известных фактов и других, пока неизвестных.
В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия».

Цели курса:

1.       создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

2.       максимальное развитие познавательных способностей учащихся;

3.       показать роль геометрических знаний в познании мира;

4.       развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;

5.       формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур.

Тематическое планирование материала.

Тема

Основное содержание

Количество часов

5 класс

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.

1

2

Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1

3

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

2

4

Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника. Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Египетский треугольник.

2

5

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения.

2

6

Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы.

1

7

Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.

1

8

Правильные многогранники. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление.

1

9

Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины. Периметр многоугольника.

1

10

Площади фигур. Палетка.

1

11

Объемы тел

1

12

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар.

1

13

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач.

1

 

            Календарно тематическое планирование.

№ занятия

Дата проведения занятия

Тема занятия

 

5 класс

1

2.10

3.10

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.

2

16.10

 17.09

Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

3

30.10

 31.10

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол.

4

13.11

 14.11

Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

5

27.11

 28.11

Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.

6

4.12

 5.12

Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба.

7

18.12

 19.12

Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников. Сумма углов треугольника.

8

15.01

 16.01

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения.

9

29.01

 30.01

Призма. Прямая призма.

10

12.02

 13.02

Пирамида. Виды пирамид. . Пирамида Хеопса.

11

26.02

 27.02

Правильные многогранники. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников и их изготовление.

12

12.03

 13.03

Измерение длины. Меры длины. Старинные русские и якутскме  меры длины

13

2.04

 3.04

Площади фигур. Палетка.

14

16.04

 17.04

Объемы тел

15

30.04

 24.04

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части.

16

7.05

 8.05

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар.

17

21.05

 22.05

Решение занимательных геометрических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса  «Наглядная геометрия» для 5 классов

на 2013-2014 учебный год

Учитель – Бандерова Т.Г.