Концепция развития гимназии

Основные положения образовательной деятельности гимназии

Аксиологический  компонент. Образовательная деятельность гимназии основывается на таких ценностях как свобода личности, родной язык, национальная культура, диалог культур, Отечество.

Свобода личности. Приоритет свободы личности является основой организации образовательного процесса в гимназии, исходной позицией творческого и интеллектуального развития личности, его самоопределения и самореализации. Свобода личности означает предоставление права выбора. Возможность выбора порождает ответственность. Ответственность за себя, за друзей, за родных… Ответственность за Отечество, за будущее.  Только свобода личности создает условия для самореализации. И не только учащихся, но и педагогов, всех субъектов образовательного процесса. Личность создается личностью.

Мы уверены в том, что смысл каждого человека состоит  в его наиболее полной жизненной самореализации. Полнота жизненной самореализации означает максимально возможную пользу, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу на основе своих индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, компетенций, нравственных и мировоззренческих качеств и приоритетов. А гимназическое образование призвано сформировать у учащихся убеждение, веру, в высшую ценность максимально возможной самореализации личности; создать условия для самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов и реальных возможностей; обеспечить учащихся знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способствующими максимально возможному проявлению его способностей в продуктивной деятельности во благо себя, своей семьи, своих друзей, общества и отдаленных потомков.

Родной язык является духовной ценностью, неотъемлемым этническим признаком любого человека и народа в целом. Утрата родного языка равноценна исчезновению народа как этноса, как нации. По сравнению с другими признаками этноса, как культура, уклад жизни и т.д., родной язык считается самым уязвимым признаком. Ибо язык понятие живое, воплощенное в конкретных людях – носителях. Любой язык, не выполняющий своих основных функций (общение, познание, мышление), может исчезнуть за 20-30 лет. Основной формой существования языка в наше время является передача подрастающему поколению через образование. В современных условиях именно образование несет ответственность за сохранение и развитие родных языков и национальных культур.

Формирование мировоззрения ребенка на родном языке способствует развитию логического мышления, раскрытию его творческих способностей. Родной язык играет ведущую роль в развитии личности, его самоутверждению в поликультурной среде. В связи с этим обучение на родном языке поддерживается международными декларациями ЮНЕСКО, федеральными и республиканскими законодательными актами.

Национальная культура. Разнообразие этносферы – лучшее ее украшение. Смешение этносов приводит к образованию новых этносов, т.е. общее число не уменьшается. Стирание различий между этносами, унылое однообразие – признак упадка. Национальные культуры взаимодействуют до тех пор, пока между ними существуют различия (Л.Н. Гумилев).

Национальная культура включает в себя язык, материальную, социальную, бытовую и духовную культуру, созданные определенным народам. Национальная культура есть способ бытия народа. Народ существует, пока он сохраняет и развивает свою самобытную культуру. Без приобщения к национальной культуре нельзя стать настоящим Человеком. Общечеловеческое проявляется только через национальное. Взаимодействие национальных культур обогащает их. Слияние всех национальных культур в единую безнациональную культуру может привести к гибели культуры.

            В современном обществе наблюдается унификация среды жизнеобеспечения народов, которая ведет к известной дегуманизации социальной среды. В этих условиях национальная культура должна выступить как один из основных механизмов и способов демократизации образовательной системы, гуманизации процессов воспитания и обучения.

Ввиду исключительной значимости культуры в развитии личности, в формировании ее внутреннего мира, исходя из необходимости приобщения человека к накопленным веками духовным ценностям, культура должна стать одной из основ, на которой раскрывается и строится содержание образования в национальной школе.

В Концепции возрождения и развития национальных школ Республики Саха обосновано и выдвинуто положение от освоения родной культуры к культуре народов совместного проживания, затем – приобщение к мировой культуре.

Диалог культур несёт в себе общечеловеческие идеи и ценности в сопряжении и сопоставлении с образами автохтонной (доминирующей культуры, родной для учащихся), в ее взаимодействии с другими, разнообразными, равноправными и равноценными культурами, каким бы малым и большим народам или социальным слоям они ни принадлежали. Диалог культур включает три взаимосвязанных компонента, которые:

•          обеспечивают ребенку как представителю конкретной этнонациональной культуры возможность самоидентификации;

•          создают условия для вступления в равноправный диалог с другими культурами страны и их представителями;

•          позволяют включиться в современные мировые цивилизационные и культурные процессы.

Когнитивный  компонент. Главной функцией гимназии является обеспечение права детей на качественное образование в соответствии с их личностными особенностями. Многие дети от природы наделены развитым интеллектом, творческой способностью и повышенной познавательной активностью. В общеобразовательной школе с многочисленным контингентом сложно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. В гимназии создается благоприятная среда для творческой и исследовательской деятельности учащихся посредством углубления и расширения учебного материала, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, интегрированного подхода к содержаниям основного и дополнительного образования. Образовательный процесс в гимназии направлен на формирование высокого уровня ключевых и предметных компетентностей, которые требуют значительного интеллектуального развития.

Деятельностно - практический компонент.

Основные подходы к организации образовательного процесса в гимназии.

По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это с одной стороны, мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания, с другой стороны, системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя и ученика. Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.

            Основой организации образовательного процесса в гимназии является личностно-деятельностный подход.

            Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.

            Ученик в конце урока, занятия должен ответить себе, чему н сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Все методические решения (организация учебного материала, приемы и способы обучения) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

            Личностный компонент личностно-деятельностного подхода также предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, гендерные, возрастные особенности учащихся. Этот учет осуществляется через содержание и форму учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий.

            Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода основывается на категорию «деятельность». Деятельность совершается определенным человеком – субъектом или совокупностью субъектов или определенной человеческой общностью. Человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как ее субъекта, как личность. Такое понимание связи субъекта и его деятельности отражает принцип единства сознания и деятельности.

            Наша трактовка этой категории основывается на теории деятельности А.Н. Леонтьева и его понимании генезиса, содержания и структуры этой категории. Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности. Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Деятельность педагога направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Деятельность ученика направлена на освоение этого опыта. Предмет – один из основных элементов психологического содержания деятельности, в которое кроме него входят мотив, средства, способы, продукт или результат. По предмету деятельности различают ее виды, например, педагогическая, учебная и т.д.

Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как управление учебной деятельностью обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач – познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и. т. д. Педагог должен определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий учащимися при условии овладении ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения.

Самообучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельсностного подхода должно реализоваться по схеме S1   S2, где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для учащихся содержательная личность, интересный собеседник; S2 – это ученик, общение с которым рассматривается учителем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.

В гимназии должно быть организовано учебное сотрудничество и самих обучающихся в решении учебных задач, что бы формировался коллективный субъект и реализовался принцип коллективной коммуникативности обучения или принцип индивидуального обучения через коллективное (групповое). Другими словами, в учебном процессе должна работать схема S1 (учитель)                S2 + S3  +  S4  + … (ученики), в результате чего образуется единый взаимодействующий коллективный, совокупный субъект (S3 ).

Основные подходы к проектируемым  результатам образования.

Основополагающим подходом к предъявлению результатов образования гимназистов является компетентностный подход.

Качества ученика, развиваемые в процессе реализации личностно-деятельностного подхода к обучению мы называем образовательными компетенциями. Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

 

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Следовательно, компетенция наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность – состоявшееся его личностное качество и  минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровнеую иерархию компетенции:

-           ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

-           общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

-           предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций мы определяем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеяте6льности в целом.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере  (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнуюсаморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.