Паспорт целевого проекта Умею учиться (переход 4-5).)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа «Город Якутск»

МОБУ «Саха гимназия»

 

Паспорт целевого проекта «Умею учиться (переход 4-5)»

Название учебного заведения:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Саха гимназия»

Город:

г. Якутск

Регион:

Республика Саха  (Якутия)

Авторы проекта:                        

 

 

 

 

Софронеева В.В., директор,

Антонова А.А., зам. директора по ВР,

Дедюкина Л.Г., зам.директора по УР начальной школы,

Попова Н.Ф., зам директора по НМР,

Тобонова Н.А., зам.директора по УР,

Коллектив   МОБУ «Саха гимназия»

Название проекта:

Умею учиться (переход 4-5)

Анализ социокультурной

ситуации:

 

Государственный заказ – качественное образование через целенаправленное внедрение ФГОС.

 Потребность Республики Саха (Якутия) - богатый природно-ресурсный потенциал требует обеспечения   высококвалифицированными кадрами для развития строительства, энергетического, нефтегазового, горнодобывающего, транспортного  комплекса, атомной промышленности и  ЖКХ. (Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики с 2010 по 2020 г.)

Потребность родителей – качественное образование в комфортных условиях.

Потребность обучающихся  - свободный выбор деятельности, успешность в жизни.

Задача - построить образовательный процесс в гимназии,  удовлетворяющий потребности всех участников  социального заказа.

Анализ социокультурной  ситуации гимназии проведен  по методике А.М. Цирульникова. 

МОБУ «Саха гимназия» расположена по адресу ул.Петра Алексеева, 49,    в   административном и культурном центре г. Якутска, округ Центральный.

Саха гимназия, открывшаяся в 2001 году как Саха немецкая школа - филиал  Якутской городской гимназии, продолжает ее культурные традиции в сотрудничестве  с научными и культурными центрами г. Якутска. С 2006 года  учреждение функционирует как муниципальное общеобразовательное учреждение «Саха гимназия» (с углубленным изучением  английского и немецкого языков), в 2011 году переименована в  МОБУ «Саха гимназия».

 Социокультурный  фон гимназии представляют  Якутский государственный университет: факультет иностранных языков, биолого-географический факультет, факультет якутской филологии и культурологии, Педагогическая академия, Пединститут, Институт национальных школ,  Национальный художественный музей РС(Я),  Объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Е. Ярославского,  Саха академический театр имени П.А. Ойунского, Арктический государственный институт  культуры и искусств, Якутский педагогический колледж №1 имени Ф.С.Гоголева, Центральная детско-юношеская библиотека, ЦИТ УО, МОУ ДО Дворец детского творчества, Детско-спортивные школы № 1, №3,  Спортивный комплекс имени Манчаары, Спортивный комплекс «50 лет Победы», Спортивный  комплекс «ЭллэйБоотур», кинотеатр «Центральный», Бизнес- центр, МОУ СОШ №5 имени Н.О.Кривошапкина, МОУ НП СОШ №2 , МОУ СОШ  ЦПО № 26.

Кроме того гимназия не теряет  связи с сельской местностью,  т.е. сохраняет культурно - исторические традиции народа. Так установлены связи со школами улусов: – Болугурская СОШ,, Эмисская СОШ (Амгинский улус), Мюрюнская юношеская гимназия имени В.В.Алексеева, Мюрюнская средняя школа №2 (Усть – Алданский улус),  Нюрбинский технический лицей (Нюрбинский улус), В самой гимназии  центром  культурно-исторических традиций  являются  музей этнопедагогики «Иитии кыЬата», музей Й.Миттерле.

Если исходить из представления типа  социокультурной ситуации как комбинации двух параметров: локальной культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня  развития современного   социокультурного  фона (СКФ), то  социокультурная ситуация Саха гимназии относится  к  типу «Школа  в культурном  центре».

Коллектив гимназии строит свои отношения  на основании  равноправного партнерства, сотрудничества с другими социокультурными центрами г. Якутска, также создает   воспитывающую среду, где сохраняется родной язык, национальные традиции.  Развиваются  международные  связи  с  Германией,  Канадой,  Китаем.

Гимназия имеет 24 класс - комплекта, 630 обучающихся,  из них обучаются  в начальной школе  -  296 (11 класс - комплект),  в основной – 244 (9 класс - комплекта),  в старшей школе – 90 (4 класс - комплекта). Педагогический коллектив 51 человек, из них 55%  с высшей квалификационной категорией,   специалистов со стажем до 10 лет - 25%.

В концепции  гимназии   определены подходы: системно-деятельностный  к организации образовательного процесса и  компетентностный к  планируемым  результатам.

Технологии обучения:

Начальная школа - система развивающего обучения  Эльконина – Давыдова,

Основная и старшая  школа – проектная и ИКТ.

Демократический уклад, основанный на следующих ценностях: свобода личности, родной язык, национальная культура,  диалог культур,  любовь к Отечеству.

Сотрудничество участников образовательного процесса: обучающийся - учитель – родитель.

На современном этапе развития гимназии педагогический коллектив не удовлетворяют: психолого – педагогические условия организации образовательного процесса, формы   учебной деятельности, система оценки планируемых результатов образования. 

В частности,  в начальной школе организация образовательного процесса  по системе Эльконина  - Давыдова создает  условия  для формирования учебной деятельности (УД) обучающегося: разграничение знания от незнания, целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, поиск и решение частных задач,   контроль и оценка  действий. Однако,  недостаточность соблюдения психолого-педагогических аспектов в организации приводит к нарушению природы формирования  УД (УУД). Назревает проблема создания,  соответствующего  возрастным особенностям личности обучающегося, образовательного процесса. Над этой проблемой коллектив гимназии работает с 2011 -2012 учебного года.

Проблематика  проекта

I.Проблема  планируемых результатов образования.

- несоответствие планируемых результатов образования  ФГОС  с содержанием   обучения;

- неразработанность дидактических  материалов  для  освоения предметных,  метапредметных, личностных  результатов;

- неразработанность    системы проектных задач  и предметных тестово-диагностических   материалов   для  отслеживания  саморазвития  обучающегося;

II. Проблема оценивания

-  смешение понятий «оценка» и «отметка»;

-  внимание в основном  уделяется внешней стороне контрольно-оценочной деятельности (поиск новых форм  отметки  со стороны взрослого);

-  недостаточный уровень  формирования  контрольно-оценочной  самостоятельности  выпускников начальной школы как ядра  и основной  формы   развития учебной самостоятельности;

-  содержательное наполнение функции   контрольно- оценочной деятельности;

- сохранение безотметочной  системы оценивания  как альтернативы пятибалльной   или другой балльной  в основной  школе;

- включение контрольно-оценочной самостоятельности в индивидуальную деятельность подростка

- уменьшение влияния учителя на контрольно-оценочную деятельность подростка, работа учителя  по запросу ученика.

III.Проблема  создания условий для организации образовательного процесса  на  основе  системно-деятельностного подхода:

-   несоответствие  организации образовательного процесса  психолого-педагогическим требованиям: психолого-возрастные  изменения, ведущие виды деятельности,  возрастные  типы отношения  со сверстниками  и взрослыми;

-  урок – единственная  форма  организации учебной деятельности;

- преобладающая деятельность  обучающегося    на уроке: слушает, отвечает на вопросы, пишет контрольную работу, решает тесты и ориентирован  на получение готовых знаний;

- постоянное   расписание  на учебный год;

- загруженность  учителя.

Актуальность темы:

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ определил основную цель (миссию) общего среднего образования – способствовать становлению ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Установив, в соответствии со статьей 7 п.1 Закона РФ «Об образовании», требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ ступеней школы, государство исходит из того, что единственный и абсолютный в своем значении предмет общего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности в ее учебной и внеучебной составляющих обретает смысл и ценность лишь постольку, поскольку направлено на выполнение образованием указанной миссии. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивному  действию в реалиях современного мира – и есть важнейшие критерии качества полученного им образования.

       В этих условиях  особую актуальность приобретает организация образовательного процесса возрастной школы с учетом  их психологических и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности детей - обучающихся 1, 4-5, 10 классах должны стать особыми переходными этапами в школьном образовании. Перевод выпускников с одной ступени образования на другую, не учитывая психологические особенности каждого из школьных возрастов путем  искусственного (насильного) действия  порождает ряд негативных  последствий для детей: повышение тревожности, увеличение депрессовых состояний и стрессовых нагрузок, что приводит к замедлению роста, изменению массы тела, преобладанию невротического характера. Установлено, что именно в 1-5 классах (в переходные периоды) заболеваемость детей в два раза превышает величину этого показателя чем в другие школьные годы.

Психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика, в основе которой лежит культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также труды его последователей А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других отечественных ученых.

Поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова имеет все возможности для того, чтобы помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.

        Коллектив гимназии, опираясь на десятилетний  опыт работы  начальной школы по  системе РО Эльконина-Давыдова,    принял решение  реализовать целевой проект «Умею учиться (переход 4-5)».

Тип проекта:

 

Социально- образовательный.

 

Краткое описание:

Цель проекта:

 

Создать психолого – педагогические условия для обеспечения плавного перехода обучающихся из младшей в подростковую школу.

Задачи проекта:

- выработать поиск  новой позиции взрослого (учителя и родителя);

- организовать  разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода;

- развивать действия контроля и оценки как необходимое условие для построения образовательных индивидуальных траекторий учащихся в основной школе;

- работать  с «картой знаний» в учебном предмете как средством построения образовательной траектории учащихся;

- создать условие для развития письменной дискуссии как средство  работы со своей и чужой точками зрения;

- организовать полидеятельностное пространство для пробы и опыта,  творчества,  инициативы.

Прогнозируемый результат проекта:

Результаты со знаком «+»

- выработка  новой позиции взрослого (учителя и родителя), учитывающей психологические особенности возраста;

- развитие способности обучающихся к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (сформированность культурного образца  разновозрастного сотрудничества);

-сформированность основы контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы личностного развития (основы умения учиться: рефлексивные и поисковые действия);

-  построение обучающимися собственной образовательной траектории  в подростковой школе ( устойчивый  учебно-познавательный интерес);

- развитие  письменной дискуссии как средство работы со своей и чужой точками зрения;

- функционирование полидеятельностного  пространства  для пробы и опыта,  творчества,  инициативы.

- бесстрессовый, беcкризисный переход от ступени  начального образования  к  основной (подростковой, 6-9).

Результаты со знаком «-»

- выработка  новой позиции взрослого (учителя и родителя) на менее чем 50 % .

- невозможность создания полидеятельностного  пространства  для пробы и опыта,  творчества,  инициативы.

 

Участники проекта:

Творческая группа учителей 4-5 классов, обучающиеся и родители  4-5 классов,  координационный совет в составе представителей администрации,  Управляющий совет, Попечительский совет, методические объединения, профком, родительский комитет и представители органа  ученического самоуправления.

Сроки, необходимые для реализации учебного проекта:

Проект долгосрочный (начало -  сентябрь 2012 г, окончание – май 2015 г.)

Этапы и основные направления проекта:

 

1 этап  - подготовительный ( 2011-2012 у.г)

- поиск  новой позиции взрослого (учителя и родителя);

- разработка проектов разновозрастного сотрудничества как педагогическое условие обеспечения перехода;

- разработка рабочих программ  по предметам.

2 этап – основной  (2012 – 2014  у.г.)

- организация   разновозрастного сотрудничества как педагогическое условие обеспечения перехода;

 

- продолжение развития  действия контроля и оценки как необходимое условие для построения образовательных индивидуальных траекторий учащихся в основной школе;

- внедрение «карты знаний» в учебный предмет как средство построения образовательной траектории учащихся;

- развитие письменной дискуссии как средство  работы со своей и чужой точками зрения;

- организация  полидеятельностного  пространства  для пробы и опыта,  творчества,  инициативы.

3 этап – заключительный  (2014 – 2015 у.г.)

- коррекция условий реализации проекта;

- коррекция рабочей программы по предметам;

- коррекция программы внеаудиторной деятельности;

- коррекция  программы «Разновозрастное сотрудничество»;

- коррекция  программы «Формы учебной деятельности в 4-5 классе»;

- коррекция программы   «Родители 4-5 классов»;

- коррекция диагностического материала;

Условия реализации проекта:

 

- психолого-педагогическое условие;

- кадровое обеспечение;

- научно -  методическое сопровождение;

- информационное обеспечение;

- материально – техническое и финансовое  обеспечение;

- организационно-управленческое обеспечение.

Критерии оценки  предполагаемых результатов

- новая позиция взрослого (учителя и родителя), учитывающая психологические особенности возраста;

-способности обучающихся к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия;

- умение  учиться: рефлексивные и поисковые действия;

-  устойчивый  учебно-познавательный интерес;

- понимание своей и чужой точек  зрения (устно и письменно)

- эффективность полидеятельностного  пространства  для пробы и опыта,  творчества,  инициативы.

- бесстрессовый, беcкризисный переход от ступени  начального образования  к  основной (подростковой, 6-9).